ГБУЗ АО "АКПБ" | Изменение психоэмоционального состояния детей с невротическими нарушениями при применении сказкотерапии

ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:


ОТДЕЛЕНИЯ И СЛУЖБЫ:


РАЗНОЕ:


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:



Поиск по сайту





Изменение психоэмоционального состояния детей с невротическими нарушениями при применении сказкотерапии

Знаменский А.Ю., Подчуфарова А.А. Институт психологии и психиатрии СГМУ. Научный руководитель: к.м.н. Миткевич В.А.

Сказкотерапия — это естественная форма общения и передачи опыта, органичная система воспитания новых поколений, это необходимое средство в постижении ребенком мира, как внешнего, так и внутреннего. Поэтому сказкотерапия для детей связана прежде всего с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Сказка оказывает психотерапевтическое воздействие на детей, т.к. язык сказки доступен ребенку. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.

Нами на базе государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» применяется динамическая сказкотерапия, где дети с невротическими нарушениями непосредственно вовлекаются в сказочное действие. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Это терапевтический подход, с помощью которого у детей формируются определенные взаимоотношения, проблемы находят символическое выражение в проигрывании ситуации, и в результате возникает возможность исцеления и разрешения внутренних конфликтов. Количество детей в группе 8-10 человек, возраст 4-6 лет, продолжительность занятия 1 -1,5 часа, длительность курса терапии 3 месяца. В процессе проведения сказкотерапии дети проходили психологическое обследование с помощью методик Тэммла и Люшера с целью изучения динамики их психоэмоционального состояния.

В результате проведенного исследования установлено, что сказкотерапия в процессе занятий влияла на поведение ребенка, его самооценку, нравственность, у детей снижался уровень тревожности, повышалось общее самочувствие, поведение детей становилось более осознанным, Результаты показателей по тесту Люшера в целом подтвердили результаты методики Тэммла: было выявлено достоверное уменьшение показателей тревожности по методике Люшера. Анализ выбора цветов, проведенного испытуемыми перед началом терапии и после ее завершения, выявил положительные изменения в их эмоционально-волевой сфере. Уменьшилась тревожность, общее беспокойство, появилось желание активно действовать, принимать участие в различных сюжетно-ролевых играх, произошло изменение показателей тревожности детей по методике Тэммла: высокий индекс тревожности существенно снизился. Отрицательный эмоциональный выбор ситуаций стал значительно ниже. Одновременно наблюдалось увеличение числа положительных эмоциональных выборов.

Т.о., результаты проведенного исследования показали достоверное изменение изучаемых показателей после проведения курса сказкотерапии, метод сказкотерапии повлиял на положительное изменение психоэмоциональной сферы и личностный рост дошкольников. Произошла актуализация возможностей личностного развития дошкольников в социальном контексте отношений, реализация нового опыта, новых стереотипов поведения, перестроенных межличностных отношений, что привело к улучшению их социального функционирования и уменьшению болезненной симптоматики.


© ГБУЗ АО "АКПБ"
2003-2017
новости | администрация | структура | история | услуги | вакансии
вопрос-ответ | литература | творчество | ссылки