ГБУЗ АО "АКПБ" | Возможности иппотерапии как метода коррекции эмоциональных нарушений

ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:


ОТДЕЛЕНИЯ И СЛУЖБЫ:


РАЗНОЕ:


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:



Поиск по сайту





Возможности иппотерапии как метода коррекции эмоциональных нарушений

Узкая Е. В., Пономарев О.А. Институт психологии и психиатрии СГМУ. ГУЗ Архангельская областная клиническая больница.
Научный руководитель: к. м. н. Миткевич В. А.

Диапазон методов, используемых в практике коррекционной работы с детьми, широк и разнообразен, сюда входят: метод игровой коррекции, арт-терапевтические методы , тренинги модификации поведения. Метод иппотерапии (развивающей верховой езды, лечебной верховой езды), является относительно малоизученным и малораспространенным в нашей стране. В то же время, как показывают отечественные и зарубежные исследования, его применение может быть очень эффективным для решения проблем, связанных с самыми различными нарушениями развития. Уникальность данного метода состоит в возможности воздействовать одновременно на три основные сферы деятельности пациентов: когнитивные способности; сенсомотор-ные навыки; эмоциональные навыки.

С января 2005 года на базе ГУЗ АОКГТБ реализуется комплексная коррекционная программа с использованием метода иппотерапии. В первую очередь она направлена на работу с детьми с различными нарушениями интеллектуального развития, основной акцент в работе сделан на нормализацию психоэмоционального состояния пациентов. Многие дети с олигофренией отстают в эмоциональном развитии, это проявляется нарушениями поведения, например, затяжными агрессивными реакциями, которые в процессе обучения влияют на все области развития таких детей. Недостаточно хорошая эмоциональная, адаптированность такого ребенка к жизненным ситуациям, влечет за собой повышенный уровень тревожности, нарушая способность строить отношения. Общение с животным помогает формированию общего социального поведения.

Цель данного исследования — изучение особенностей динамики эмоционального статуса у детей с диагнозом умственная отсталость в ходе проведения коррекционной работы с использованием метода лечебной верховой езды. Объект исследования —две группы детей с диагнозом умственная отсталость, находящихся на стационарном лечении в ГУЗ АОКПБ в период с января по июнь 2005. В качестве критериев отбора были приняты: возраст пациентов (8 — 10 лет); коэффициент интеллекта (TQ 60-75); пол (мальчики).

Основная фуппа(ОГ) состояла из 15 детей, с ними проводилась коррекцион-ная работа с применением метода иппотерапии. В качестве контрольной группы (КГ) в исследованиях приняли участие 15 детей с тем же диагнозом, с которыми занятия иппотерапией не проводились. Сравниваемые группы сопоставимы по полу и возрасту. Ни один человек из группы пациентов, принимавших участие в исследовании не обладал предварительным опытом в области верховой езды. В ходе исследования были использованы методы наблюдения и тестирования. Процедура исследования носила динамически характер. В качестве диагностического инструментария были использованы следующие проективные методики: «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), МЦВ (адаптированный вариант цветового теста Люшера), «Тест руки» (Б. Брайклин, 3. Пиотровский, Э. Вагнер). Для статистической обработки данных применялся критерий Манна-Уитни.

Сравниваемые средние значения уровня тревожности двух выборок основной и контрольной групп по окончании коррекционной работы с применением метода иппотерапии (29.6 и 37.5) достоверно различаются. В ОГ, уровень тревожности значительно снизился (при р< 0.05). Из этого можно сделать вывод об эффективности воздействия иппотерапии на снижение уровня тревожности. При сравнении средних значений двух выборок по показателю агрессивности (ОГ -0.2, КГ -1.26), зафиксировано значительное снижение количества агрессивных реакций в основной группе. Полученные результаты говорят о высокой эффективности иппотерапии как метода снижения тревожности и агрессивности у детей с умственной отсталостью, таким образом, видится целесообразность использования лечебной верховой езды как метода коррекции психоэмоционального состояния.


© ГБУЗ АО "АКПБ"
2003-2017
новости | администрация | структура | история | услуги | вакансии
вопрос-ответ | литература | творчество | ссылки